Загальне
Якунин А.В., Кузнецова А.А.
Харьковский национальный университет городского хозяйства
имени А.Н. Бекетова
MOODLE В СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ-ИНОСТРАНЦЕВ
Обобщается опыт использования платформы Moodle для совершенствования математической подготовки слушателей-иностранцев на подготовительном отделении (ПО) ХНУГХ им. А. Н. Бекетова. Исследуются достоинства и недостатки смешанной системы обучения, высказываются предложения по повышению ее эффективности.
Вхождение украинского образования в Европейское и мировое образовательное пространство способствует его популяризации среди иностранных граждан. В 2016-2017 учебном году наблюдается особый «наплыв» иностранных слушателей, желающих получить образование в Украине. Для сравнения, в период с 2014 по 2016 год на ПО нашего университета в среднем поступало около 50–80 человек ежегодно, а в текущем учебном году было набрано более 110 слушателей. Поэтому особую актуальность приобретает проблема ускоренной модернизации системы математической подготовки слушателей иностранных ПО для наращивания конкурентоспособности украинских вузов. Мощным инструментом создания эффективных форм и методов обучения, контроля и оценивания знаний, умений и навыков выступают современные электронные технологии. Одной из общедоступных виртуальных сред, открывающих возможность комплексно реализовывать основные обучающие функции, является платформа Moodle [1], которая постоянно развивается и обогащается.
Повсеместное распространение и совершенствование мобильной техники позволяют пользоваться системой Moodle не только для самостоятельной работы слушателей-иностранцев вне стен университета, но, для большего эффекта, и во время аудиторных занятий [2]. Особенно это актуально на начальном этапе изучения математики на неродном языке, так как обучающиеся имеют возможность оперативно рефлектировать на учебные воздействия и консультироваться с преподавателем при непосредственном общении или через электронные коммуникации. Поэтому очень органичным представляется вплетение в учебный процесс дневного иностранного ПО современных образовательных технологий, способных заинтересовать и увлечь студентов и полностью погрузить их в познавательный процесс. Однако необходимо учитывать психологические особенности слушателей как представителей нового поколения, которое отличает погружённость в виртуальный мир, фрагментарность сознания, «клиповый» характер мышления, информационная перегруженность, как следствие избыточности поступающих информационных потоков и высокого темпа жизни постиндустриального общества. Исходя их указанной специфики, следует правильно выстроить ход учебного процесса. Например, сделать материал дисциплины «ярким и зримым» [2]. Вид оформления дистанционного курса (ДК) в Moodle должен быть простым для восприятия, а его структура – жестко соответствовать содержанию. Ключевые пункты следует выделить визуально. Это особенно важно при работе с иностранными слушателями.
Для интенсификации учебного процесса при проведении лекций и практических занятий, наравне с классическими методами обучения, используются инновационные способы подачи теоретического материала (видео- и аудио-файлы, презентации и другие мультимедийные средства) [3]. Особо следует отметить возможность организации оперативного экспресс-контроля с помощью мобильных устройств (анкетирование, опрос, мини-тест), а также применения различных виртуальных калькуляторов для освобождения от рутинных вспомогательных вычислений.
В среде Moodle преподаватель может создавать электронные лекции и размещать другие обучающие материалы в виде файлов различных типов [1]. При их создании следует учитывать специфику восприятия иноязычной информации и использовать дополнительные возможности для дублирования и разъяснения особо сложных моментов. При этом включение мультимедийных средств должно быть дозированным и отвечать дидактическим задачам.
Наличие в одной объединенной учебной группе слушателей из разных стран, разного возраста и уровня школьной подготовки требует особого внимания к организации групповой работы и индивидуального подхода к каждому из слушателей. Для дифференциации и индивидуализации образовательных траекторий можно использовать не только известные приемы групповой и индивидуальной деятельности в рамках традиционного обучения в стенах университета при непосредственном общении, но и привлекать электронные средства коммуникации. В среде Moodle существенным подспорьем для активизации процесса обучения и развития деловых коммуникационных навыков служит обмен сообщениями внутренней почты, ограждающей участников задействованного ДК от внешних непродуктивных влияний. Слушатели имеют возможность советоваться друг с другом, присылать преподавателю выполненные домашние задания, а преподаватель – помещать оценки и комментарии. Наличие online- и ofline-консультаций позволяет обучающимся оперативно устранять возникающие затруднения и поддерживать мотивацию к освоению математики.
Совмещение традиционных очных и дистанционных технологий способствует реализации педагогики сотрудничества с упором на самостоятельную работу. Это вызывает синергетический и кумулятивный эффект, поскольку слушатели оказываются в атмосфере доверительной требовательности и постоянной открытости при наличии и воздействии широкого диапазона образовательных ресурсов, педагогических средств и приемов. Каждый обучающийся может не только в любое время получить доступ к основной учебной информации в online-режиме, но и ознакомиться с дополнительными материалами для расширения и углубления знаний, использовать различные вспомогательные мультимедийные ресурсы для облегчения восприятия. Интенсивная работа в аудитории и вне стен университета в среде Moodle по решению учебных задач в групповом и индивидуальном режимах формирует черты активного и пытливого исследователя: креативный подход к проблемам, готовность принимать решения и отвечать за них, стремление к саморазвитию и прогрессу, критическое мышление, умения и навыки организации совместной деятельности.
Диагностику и самопроверку знаний, умений и навыков слушателей можно организовать при помощи контрольных и обучающих тестов Moodle, применение которых позволяет охватить широкий контингент слушателей и обеспечить быстрое и качественное оценивание. Тесты используются при подготовке к промежуточной письменной контрольной работе по каждой теме и к итоговому письменному экзамену. В обучающих тестах слушатель прорабатывает демонстрационный материал с открытыми ответами и комментариями. Контрольные тесты служат своего рода «допуском» обучающегося к очному контролю в письменной форме. В Moodle допускается широкий спектр типов тестовых вопросов: множественный выбор, числовой вопрос, вычисляемый вопрос, вложенные вопросы, вопрос на соответствие, короткий ответ, случайный вопрос на соответствие, случайный вопрос, описание, эссе. На рис. 1 и рис. 2 представлены примеры вопроса с коротким ответом, вычисляемого вопроса и множественного выбора только с одним правильным ответом.
Все вопросы хранятся в базе данных по отдельным категориям и могут быть использованы при создании различных по объему и наполнению тестов. Выбор из указанной категории вопроса для включения в тест, а также организация порядка подачи вопросов в тесте осуществляются по принципу случайной генерации. Соответственно формируются и сами ответы, что затрудняет возможность списывания и механического запоминания. Обучающие тесты слушатели могут проходить неоднократно, при этом каждая попытка оценивается отдельно [4]. Для каждого слушателя количество попыток прохождения контрольного теста может быть установлено преподавателем, а это помогает осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. После прохождения теста слушатель имеет возможность сразу же узнать свой результат, чего он не может сделать во время написания аудиторной контрольной работы. Периодическое тестирование в мягких «домашних» условиях не вызывает острого психологического напряжения и при этом не дает расслабляться, заставляя работать постоянно и в приемлемом темпе. В то же время сохраняется дух состязательности, что поддерживает положительную мотивацию к учебному труду.
С помощью таких элементов Moodle, как «задание» и «рабочая тетрадь», можно осуществить проверку усвоения полученных знаний во время аудиторной работы слушателей, а так же их самостоятельной работы с материалами ДК. На рис.3 представлено окно просмотра элемента «задание», с помощью которого можно сэкономить время аудиторного занятия, и, благодаря этому, получить возможность более полно отработать новый материал: чтение, запись и озвучивание новых математических терминов на русском языке, что особенно важно на начальном этапе изучения математики слушателями-иностранцами.
Рабочая тетрадь может рассматриваться как конспект студента, дистанционный аналог контрольной работы или реферата [1]. В ходе математической подготовки важно научить решать текстовые задачи, которые требуют тщательного анализа содержания, структурирования известного и неизвестного, выбора рациональных путей решения, представления результатов в надлежащей форме и их качественного оценивания. На рис. 4 показано окно просмотра «рабочей тетради» по теме «Арифметические действия».
Особо сложным, но интересным и полезным элементом Moodle является «занятие», которое позволяет организовать процесс усвоения новых знаний в виде управляемого перехода между отдельными блоками теоретического материала: для изучения следующего раздела нужно правильно ответить на вопрос в конце предыдущего, а это стимулирует слушателей к более глубокой проработке последовательности тем. Значительные трудозатраты преподавателя на создание каждого «занятия» как разрешения проблемной ситуации окупаются высоким образовательным эффектом. На рис. 5 приведено окно просмотра части «занятия» по теме «Обыкновенные дроби».
Чтобы учесть вариации как уровня изначальной математической подготовки, так и будущей профессиональной направленности различных слушателей, в каждом разделе дистанционного курса дополнительно размещаются (не обязательные для изучения каждым) упрощенные примеры вводного характера, а также нестандартные задачи для углубленного изучения математики и задачи с практическим (физическим, химическим, биологическим, экономическим и т.п.) содержанием [5]. Выполнение как вспомогательных дополнительных, так и усложненных творческих заданий контролируется индивидуально вне сайта и оценивается призовыми баллами.
Система Moodle допускает обращение к внешним ресурсам, что также можно использовать для обогащения средств электронного обучения. Однако применение интерактивной доски и подобных специализированных ресурсов и программных разработок требует решения задачи их интеграции с системой Moodle.
Внедрение системы Moodle в работу иностранного ПО позволяет преподавателю более оперативно и тесно наблюдать за продвижением каждого слушателя по своей индивидуальной образовательной траектории и соответственно корректировать педагогические усилия. Причем можно отслеживать не только успехи и затруднения в области собственно математики, но и параллельно отмечать его достижения в изучении русского языка, как иностранного, применительно к математической тематике, поскольку весь содержательный интерфейс дистанционного курса умышленно сделан сугубо русскоязычным для ускоренной социокультурной адаптации в новой стране.
Очень интересным является тот факт, что при самостоятельной работе в ДК слушатели легче определяют, какие именно части темы перенасыщены обилием русскоязычных текстов, что затрудняет быстрое понимание, и оперативно могут сообщить об этом преподавателю либо в личном сообщении, либо в чате. А преподаватель, в свою очередь, может быть более мобильным, поскольку поступление новой информации происходит моментально, и он может столь же оперативно устранить недочеты.
Привлечение ДК особо оправдано в тех случаях, когда слушатель по уважительным причинам не может присутствовать на очных занятиях. Преподаватель может скорректировать самостоятельную работу каждого обучающегося в нужном именно для него направлении. Это включает и отработку каких-то математических навыков, и усвоение новой терминологической лексики, необходимой при дальнейшем изучении предмета.
Среда Moodle предоставляет преподавателю инструменты для фиксации и анализа различных параметров работы слушателей: продолжительность работы, количество попыток прохождения теста, время отправки задания, отчет о просмотре различных разделов курса и т.д. [1]. Наличие электронных протоколов учебной деятельности открывает возможность преподавателям-предметникам совместно с кураторами организовать комплексный мониторинг работы каждого слушателя и выдвигать обоснованные требования по ее интенсификации. Главная задача – всесторонняя подготовка обучающихся к успешному вхождению в образовательный процесс, привитие умений оперирования с информацией: структурировать и видеть проблемы, принимать обоснованные решения и ставить реальные цели, анализировать полученные результаты и выбирать перспективные направления дальнейшего развития.
Исходя из выше изложенного, можно уверенно сделать вывод о том, что элементы дистанционного обучения на платформе Moodle позволяют интенсифицировать процесс математической подготовки слушателей иностранного ПО. Однако следует предостеречь от необоснованной эйфории: без комплексного использования всего диапазона форм и методов педагогической работы, воспитательных воздействий по формированию внутренней мотивации дистанционные технологии могут легко привести к ситуации, когда наблюдается лишь имитация учебной деятельности и происходит скрытая легализация псевдообразования.
Список использованных источников
- Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle / А. М. Анисимов. – Харьков : ХНАГХ, 2009. – 292 с.
- Кудрявцев А. В. Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования / А. В. Кудрявцев // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 6. – С. 66–70.
- Болдовская Т. Е. Использование Moodle в процессе обучения высшей математике / Т. Е. Болдовская, Е. А. Рождественская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 28. – С. 125–128.
- Голенова И. А. Возможности использования СДО Moodle в учебном процессе / И. А. Голенова, С. Ю. Жукова // Третя міжнародна науково-практична конференція Moodle Moot Ukraine 2015. [Электронный ресурс]. – Київ, 2015. – Режим доступу: URL:http://2015.moodlemoot.in.ua/course/view.php?id=77 (дата обращения 10.04.2017).
- Ференчук Л. В. Проблемы преемственности в обучении математики между школой и вузом / Л. В. Ференчук // Территория науки. – 2013. – № 5. – С. 20–25.