Загальне
Голёнова И.А., Синьков Г.Г.
УО «Витебский государственный медицинский университет»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛЕКЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Современная биологическая физика является фундаментальной теоретической дисциплиной, содержащей систематизированные и новейшие научные знания и методики, необходимые для изучения физических свойств и явлений в организме человека и отдельных его органах, тканях, клетках, а также физико-химических основ процессов жизнедеятельности. Биофизика базируется на огромном фактическом материале биологии, химии, молекулярных механизмах функционирования клеток, архитектоники тканей и органов. При ее изучении важно, во-первых, добиться соответствия содержания дисциплины «Биологическая физика» современному уровню науки, наполнив ее содержание новейшими научными данными по механике, молекулярной физике, электричеству и магнетизму, оптике, физике атомов и молекул, ядерной физике и биофизике клетки, а также современными методами диагностики и лечения; во-вторых, обеспечить востребованность полученных знаний не только на клинических и фармацевтических кафедрах, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, что непосредственно связано с формированием профессиональных компетенций выпускников.
Одним из направлений поиска новых возможностей для повышения эффективности учебного процесса стало исследование вопросов организации и методического обеспечения самостоятельной работы студентов. Исходным мотивом явилось понимание того, что если удастся повысить эффективность самостоятельной работы студентов, то в учебное время на практических занятиях станет возможным перенести акценты на упомянутые выше нереализуемые уровни когнитивной деятельности, необходимые для формирования профессиональных компетенций выпускников.
Таким образом, скрытый резерв повышения эффективности изучения фундаментальных дисциплин, в том числе и биологической физики, мы видим во внеаудиторной самостоятельной работе студентов на этапе подготовки к практическим и лабораторным занятиям, реализуемой посредством внедрения ЭУМК, разработанного на основе системы управления обучением Moodle.
Первоначально ЭУМК по дисциплине «Биологическая физика» представлял собой полный электронный аналог печатного учебно-методического комплекса, однако со временем стало очевидно, что такой статичный ресурс не может в полной мере соответствовать требованиям учебного процесса в современных условиях. Многие зарубежные эксперты в области электронного обучения выражают мнение, что будущее электронного обучения – это мобильные устройства, а, следовательно, и веб-форматы учебных материалов [1]. Поэтому при сопровождении курса «Биологическая физика» было решено сделать акцент на обеспечении его совместимости не только с персональными компьютерами, но и с мобильными устройствами без создания отдельной версии ЭУМК. О правильности данного выбора свидетельствует тот факт, что более 50% визитов в СДО ВГМУ осуществляется со смартфонов и планшетов.
В 2014 году началась разработка расширенной версии курса – на основе статичных учебных материалов создавались интерактивные элементы курса. Так, лекционные материалы мы организовали в виде учебных модулей на основе элемента курса «Лекция», что позволило преподносить учебный материал нелинейно.
Данные лекции представляют собой совокупность веб-страниц с теоретическим материалом, в которые внедрены все виды мультимедиа (графика, анимация, аудио, видео), и веб-страниц с контрольными вопросами различных типов («множественный выбор» с одним или несколькими верными ответами, «ответ в виде текста», «ответ в виде числа», «на соответствие»).
Управление процессом самостоятельного усвоения теоретического материала лекции осуществляется следующим образом: после изучения определенного объема материала, для его закрепления студенту предлагается ответить на несколько произвольных контрольных вопросов. В случае правильных ответов студент переходит к следующему блоку теоретического материала, в противоположном случае обучающемуся предлагается еще раз прочитать плохо усвоенный фрагмент лекции и повторно ответить на предложенные вопросы темы. Интерактивная лекция используется нами как для изучения нового, так и для закрепления уже пройденного материала в качестве элемента контроля знаний, позволяющему преподавателю своевременно выделить те элементы курса, которые вызвали наибольшие затруднения. В зависимости от цели занятия преподаватель может изменять настройки лекции. Так, тренировочную лекцию можно просматривать неограниченное число раз, а лекции с элементами контроля ограничены по времени и количеству попыток. Особенностью лекции с элементами контроля является тот факт, что система предоставляет студенту возможность продолжить работу над темой даже в том случае, если превышено время, отведенное на изучение, однако ответы на контрольные вопросы после лимита времени не будут зачтены. Использование интерактивных лекций способствует повышению интереса и общей мотивации благодаря новым формам работы, активизации и индивидуализации обучения.
Рисунок 1 - Фрагмент интерактивной лекции
Рисунок 2 - Взаимосвязь интерактивной лекции с глоссарием
Рисунок 3 - Фрагмент окончания интерактивной лекции
Рисунок 4 - Фрагмент видеороликов в интерактивной лекции
Рисунок 5 - Вопрос "множественный выбор" в интерактивной лекции
Рисунок 6 - Видеовопросы интерактивной лекции
Рисунок 7 - Вычисляемый вопрос интерактивной лекции
Список использованных источников
- Баринов, Э. Ф. Использование платформ электронного обучения для управления внеаудиторной самостоятельной работой студентов в медицинских университетах / Э.Ф. Баринов [и др.] // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – №3. – С. 1–13