Загальне
Синьков Г.Г., Голёнова И.А.
УО «Витебский государственный медицинский университет»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ФОРМАТЕ HTML5 В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИКА»
Важную роль для эффективного изучения дисциплины «Биологическая физика» имеет элемент наглядности, который традиционно реализуется, в том числе, и посредством использования презентаций в электронном учебно-методическом комплексе (ЭУМК).
В связи с увеличением количества смартфонов и планшетов для доступа к ЭУМК по биологической физике, разработанному в используемой в университете системе управления обучением Moodle, и недостаточно полной на сегодняшний день поддержкой мобильными устройствами воспроизведения презентаций в формате MS PowerPoint возникла необходимость обеспечения их более удобного просмотра на смартфонах и планшетах.
Также ориентированность презентаций на мобильные устройства повысила актуальность уже в данном новом контексте реализации известных в литературе методических принципов [1]:
- системности изложения учебного материала,
- взаимосвязи с фундаментальными учебниками и методическими пособиями,
- тематического структурирования учебного материала по содержанию, последовательности представления учебного материала,
- содержательности и ограниченности информации на каждом отдельном слайде,
- последовательного развития информации, представленной на слайде,
- взаимного содержательного дополнения звукового сопровождения и видеоряда,
- единства дизайна.Также при разработке мобильных презентаций был сделан акцент на поддержке рекомендуемых в литературе дополнительных технических возможностей [1]:
- анимация,
- цветовые эффекты,
- видеосюжеты,
- интерактивные ссылки на Интернет-ресурсы,
- возможность самоконтроля с использованием предлагаемых вопросов и тестовых заданий,
- поисковик по ключевым словам.Реализовать все вышеуказанные методические и технические идеи и требования стало возможным при использовании программы iSpring Suite, а так же ряда вспомогательных свободно распространяемых программ, применение которых позволило избежать существенных материальных затрат на программное обеспечение (ПО).
Следует отметить, что, являясь российской разработкой, iSpring Suite пользуется широкой популярностью за рубежом. iSpring Suite входит в престижный мировой рейтинг инструментов электронного обучения «Top 100 ToolsforEducation» [2] под номером 30, опережая своего зарубежного аналога «Articulate».
При помощи программы iSpring Play презентации в формате «.pptx» были преобразованы в их мобильные версии в формате HTML5. В результате студенты получили возможность просматривать такие презентации с наиболее полной поддержкой форматирования, анимации, эффектов и прочих возможностей MS PowerPoint в браузерах мобильных устройств. Разработка ресурсов проводилась одновременно преподавателями и техническими сотрудниками, что позволило сэкономить временные ресурсы.
Рисунок 1 – Фрагмент мобильной презентации по теме «Определение концентрации сахара в водном растворе с использованием поляриметра».
Рисунок 2 – Фрагмент мобильной презентации по теме «Определение размеров малых объектов с помощью микроскопа».
Рисунок 3 – Фрагмент мобильной презентации по теме «Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий».
Рисунок 4 – Фрагмент мобильной презентации по теме «Определение вязкости жидкости при помощи вязкозиметра».
Использование формата HTML5 позволяет обеспечить функционирование таких презентаций в долгосрочной перспективе в сети Интернет не только на стационарных ПК, но и мобильных устройствах, что имеет особую актуальность на фоне мирового роста популярности доступа в Интернет с мобильных устройств и, как следствие, высказываемого многими экспертами онлайн-обучения мнения о том, что будущее электронных учебных материалов – это веб-форматы [3].
Такие презентации используются студентами не только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях, что позволяет повысить наглядность отдельных аспектов изучаемых тем непосредственно на аудиторных занятиях без использования дополнительных наглядных пособий, причем в оптимальном для каждого студента темпе и в рамках его индивидуальной траектории.
При последующем использовании таких презентаций из-за их существенного суммарного объёма стал актуален вопрос о возможности их офлайн просмотра на мобильных устройствах в целях экономии трафика. Этот функционал был обеспечен посредством использования бесплатного официального приложения iSpring Play для операционных систем Android и IOS [4].
Важно отметить, что для отображения презентации офлайн в приложении необходимо, чтобы она была доступна по прямой ссылке, поскольку, на сегодняшний день приложение не имеет функционала авторизации. Запрос о внесении такого дополнения в приложение iSpring Play был отправлен разработчикам. Конвертация презентации с возможностью воспроизведения офлайн не приводит к существенному увеличению объёма и допускает просмотр в мобильном браузере в режиме онлайн.
В процессе разработки мобильных презентаций выяснилось, что одним из существенных факторов, сдерживающих разработку таких ресурсов на уровне вуза, являются опасения преподавателей насчёт утечки материалов с последующим плагиатом. Однако при использовании iSpring Suite вероятность этого может быть минимизирована за счёт публикации презентации в формате HTML5 в виде не одного, а многих связанных файлов, использования возможностей указания автора и организации, добавления водяных знаков и гиперссылок на сайт вуза, защиты паролем и запретом воспроизведения вне целевого сайта. Таким образом, любой плагиат становится трудоёмким и нецелесообразным.
Далее при помощи программы iSpring Play стало возможным дополнить уже разработанные презентации в формате HTML5 интерактивными контрольными вопросами 11-ти типов (множественный выбор с одним или несколькими верными ответами, ответ в виде текста или числа, вставка пропущенных слов, перетягивание на изображение и др.). Это позволило облегчить студентам процесс закрепления изученного материала, подготовки к защите лабораторных работ, промежуточным аттестациям и сдаче практических навыков.
Также разработанные презентации при желании преподавателя можно дополнить аудио и видеорядом, записанным как из программы iSpring Suite, так и при использовании стороннего программного обеспечения.
Совершенствование мобильных презентаций в дальнейшем осуществлялось за счёт поддержки программой iSpring Play большинства распространённых стандартов учебного контента, включая SCORM 1.2, что позволило на основе уже разработанных мобильных презентаций с интерактивными контрольными вопросами создавать SCORM-пакеты, обеспечивающие сохранение оценок в системе Moodle. Данные модули успешно себя зарекомендовали при организации управляемой самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Биологическая физика».
Список использованных источников
1. Томилин А.К. Разработка и методика использования мультимедийных лекций//Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 3-6.
2. Top 100 Tools for Learning [Electronic resource]. – URL: http://c4lpt.co.uk/top100tools/top100-edu/
3. Buchner, A. Moodle 3 administration third edition / A. Buchner // Packt Publishing Ltd. – 2016, p. 197.
4. Мобильное приложение iSpringPlay [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ispring.ru/articles/ispring-viewer.html