Загальне
Синьков Г.Г., Голёнова И.А.
УО «Витебский государственный медицинский университет»
СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ГЛОССАРИЯ В СИСТЕМЕ MOODLE В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИКА»
Одним из необходимых условий качественного изучения дисциплин естественнонаучного цикла является освоение её понятийного аппарата. Для достижения этой цели целесообразно использовать наиболее эффективные педагогические инструменты, представленные, в том числе, программными инструментами формирования глоссариев.
Глоссарий в электронном формате (как и любые электронные ресурсы) имеет ряд основных функциональных преимуществ перед любыми его реализациями в печатном виде: отсутствие в явном виде материального носителя информации, возможность редактирования, полнотекстовый поиск, внедрение мультимедиа, поддержка гипертекстового функционала.
Поскольку для информационно-методической поддержки преподавания дисциплины «Биологическая физика» используется электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) в системе Moodle, в качестве основного инструмента использовался её модуль «Глоссарий». Элемент «Глоссарий» позволяет выделять соответствующие понятия гиперссылкой на страницах ЭУМК и большинства его модулей, что позволяет студенту мгновенно ознакомиться во всплывающем окне с определением интересующего его понятия при клике по нему мышкой (автосвязывание записей глоссария).
Элемент «Глоссарий» системы Moodle заключает в себе как мощный технический, так и методический потенциал, что позволяет на его основе создать эффективные условия по освоению студентами сложного терминологического аппарата дисциплины «Биологическая физика». Однако для этого глоссарий должен пройти несколько этапов разработки.
Базовым этапом разработки интерактивного глоссария преподавателем стало формирование перечня основных терминов дисциплины в их оптимальном количестве. Далее происходило формирование их определения с учётом формулировок, знакомых из школы, а также в контексте вузовской дисциплины «Биологическая физика» и общей медицинской терминологии. Таким образом, по окончании данного этапа за несколько циклов была сформирована электронная таблица понятий и их определений. Документ был размещён в ЭУМК по дисциплине и сразу же стал использоваться в учебном процессе.
Глоссарий Moodle поддерживает возможность группировки терминов по категориям, а также задания для них синонимичных вариантов написаний. Поэтому на следующем этапе все понятия были распределены в рамках документа по категориям, как правило, соответствующим темам дисциплины. Далее для терминов в таблице был сформулирован перечень их синонимичных названий, включавший преимущественно их основные падежные формы и количественные вариации. Для исключения ошибочного вывода ссылок было принято решение применять автосвязывание только для вышеупомянутых заранее заданных форм терминов (например, чтобы по термину «вес» ссылка на определение не выводилась в слове «известно»). Данный этап также потребовал несколько циклов редактирования и последующей апробации глоссария. По его окончанию была создана электронная таблица с четырьмя столбцами: термин, определение, категория и перечень ключевых слов. Использование формата электронных таблиц MS Excel было обусловлено возможностью пакетного импорта записей в глоссарий системы Moodle при использовании соответствующего веб-конвертера [1]. Таким способом был получен файл в формате xml для загрузки в глоссарий ЭУМК. Для успешного импорта потребовалась принудительная установка кодировки документа на utf8. Поскольку по умолчанию записи импортируются в глоссарий без поддержки автосвязывания и соответствия полным словам, могли потребоваться большие временные затраты для включения этих опций для каждой отдельной записи. Однако эта проблема была решена автозаменой значений параметров usedynalink и fullmatch с нуля на единицу в xml файле. После этого все записи были добавлены в ЭУМК по биологической физике при помощи вышеупомянутого средства пакетного импорта, что позволило сразу же задействовать полнофункциональный глоссарий в учебном процессе. Однако на этом возможности его совершенствования не были исчерпаны.
На следующем этапе разработки глоссария были задействованы обширные возможности системы Moodle по интеграции в её модули мультимедиа. Наглядность и информативность глоссария постепенно увеличивалась за счёт дополнения текста избранных записей акцентирующим форматированием, иллюстрациями, анимацией и видео. Для максимально эргономичного отображения записей не только на стационарных компьютерах, но и смартфонах и планшетах, а также в официальном мобильном приложении Moodle, мультимедийные материалы предварительно обрабатывались надлежащим образом. В частности, небольшие изображения добавлялись в определения непосредственно в виде встраиваемых картинок (оптимальная ширина составила не более 360 пикселей). Материалы в высоком разрешении добавлялись посредством вложенных файлов или в виде гиперссылок на облачные хранилища преподавателя. Посредством гиперссылок в избранные понятия встраивались ссылки на проверенные преподавателям веб-ресурсы, содержащие дополнительную информацию (видео, анимации, образовательные сайты).
Таким способом была реализована повышенная наглядность и эргономичность глоссария.
Рисунок 1 – Пример отображения записей глоссария.
Поддержка системой Moodle удобного вывода глоссария на печать позволила студентам при необходимости получить и печатный вариант глоссария по дисциплине. Таким образом, глоссарий в системе Moodle позволил объединить в себе преимущества как электронных, так и печатных ресурсов данного типа.
Следует отметить, что по завершении создания интерактивного глоссария в модулях ЭУМК, предназначенных для контроля знаний, была отключена функция автоматического вывода в них гиперссылок на записи глоссария (также посредством автозамены).
Важным дополнительным преимуществом разработки электронного глоссария в системе Moodle стало также то, что на основе записей глоссария можно было за пару минут создавать интерактивные игровые модули («Кроссворд», «Судоку», «Кто хочет стать миллионером»). Это позволило существенно повысить интерес студентов к освоению терминов дисциплины в неформальной форме. Наличие удобного режима печати, в частности, такого электронного кроссворда, позволило использовать их в рамках аудиторных занятий.
Рисунок 2 – Пример модуля «Кроссворд», созданного на основе «Глоссария» системы Moodle.
Таким образом, на практике были реализованы условия для более эффективного освоения терминологического аппарата дисциплине «Биологическая физика».
Список использованных источников
1. Краткий обзор трёх способов импорта терминов глоссария, Табунщик В.Н. [Электронный ресурс]. – URL: http://2014.moodlemoot.in.ua/mod/page/view.php?id=214